Мезанье – городок в провинции Бриндизи – обладает великолепным замком, строившимся в течение нескольких веков, с таинственным прошлым, обросшим множеством легенд, в которых смешана история и фольклор. Этот замок придает всему городку особый шарм, которого лишены другие местечки вокруг Бриндизи.
Высота замка – основной корпус которого восходит к XI (самое позднее – к XIII) веку – почти 20 метров. Изначально он использовался исключительно как крепость, защищавшая городок, но со временем его военное назначение отошло на второй план и он превратился в жилище аристократов, настолько совершенное, что уже во времена феодализма в нем останавливались даже представители императорского двора, которые в 1908 году передали замок княгине Иран д’Абро Паградите (Iran d’Abro Pagradite). Замок Мезанье – очень древняя постройка и, что еще важнее, он принадлежал множеству исторических персонажей, среди которых были короли, рыцари, князья, аристократы и феодалы. Даже с первого взгляда, брошенного на замок снаружи, замечаешь, что в нем смешались различные стили и материалы, что заставляет вспомнить истории жильцов этого впечатляющего здания.
Богатое воображение апулийцев вкупе с документальными свидетельствами о произошедших здесь событиях сделали замок центром многочисленных легенд, притягивающих к нему туристов (а когда-то в незапамятные времена – странников и паломников).
Рассказывают, например, о жутких пытках, случавшихся в застенках замка, расположенных в основании центральной башни, куда вела очень крутая лестница, в настоящее время разрушенная и не используемая. Одна легенда говорит о том, что, если подойти к шести крошечным камерам, практически лишенным окон (лишь в нескольких из них – выходящих на Север – имеются узкие окошки-щели, пробитые в самом основании башни), в четыре из которых можно войти, порой можно услышать поднимающиеся к небу крики тех, кто нашел в них свою погибель. Говорят, что иногда в одной из двух камер, в которые вход закрыт, вспыхивают огоньки и скользит тень, которая – после долгих жалоб и взываний о помощи – начинает гасить свечи (или то, что ими кажется), как бы желая даровать приговоренным к смерти вечный покой. Еще одна легенда повествует о том, что когда-то в этой башне держали узницей настоящую принцессу. Дух несчастной девушки, несколько лет умиравшей здесь с голоду и, возможно, прикованной за лодыжку цепью к одной из стен башни, до сих пор бродит по уже пустынным и нежилым комнатам замка, изнуренный и припадающий на одну ногу – стопу второй ноги принцесса отгрызла, пытаясь освободиться от оков.

ЗАМОК В ИСТОРИИ

Норманнский период

В начале XI века Мезанье был под властью Византии. В 1062 году Апулия была завоевана норманнами, и основание замка относится именно к этому периоду. Его называли «castrum» (форт, небольшая крепость – лат.) - это название впервые появляется в произведении «Rerum Italicarum Scriptores» Лудовико Антонио Муратори (Ludovico Antonio Muratori). У него мы читаем, что “герцог Роберто снова захватил Бриндизи […] и выстроил крепость (castrum) в Мезанье”. Независимо от того – достоверна эта хроника или нет, можно предположить, что уже в византийский период существовала некая постройка крепостного типа (тот самый castrum), служившая для управления этой важной территорией. Примерно в 1195 году феод с крепостью был пожалован Рыцарям Тевтонского Ордена. Из некоторых документов, изданных Фридрихом II, следует, что жители Мезанье были обязаны восстановить башню за собственный счет. В 1256 году Манфред Швабский осадил Мезанье, борясь против антишвабской лиги, в которую входили Бриндизи, Мезанье, Лечче и Ория. Поэтому крепость Мезанье – хоть и была сильно разрушена – послужила ему базой для подготовки нападения на Бриндизи. Мезанье же был восстановлен при Анжуйском правлении в 1276 году.

Куаттроченто

Историк и врач Катальдантонио Маннарино (Cataldantonio Mannarino) в манускрипте конца XVI века повествует о том, что самая древняя часть замка – уже разваливающаяся – была разрушена по приказу Джаннантонио дель Бальцо-Орсини (Giannantonio del Balzo Orsini) то ли в 30-х, то ли в 40-х годах XV века. На ее месте была выстроена башня, которая стоит там и поныне, окруженная впечатляющим рвом (глубиной в 2 и шириной в 9 метров). Башня была снабжена подъемным мостом, располагавшимся, по всей вероятности, с южной ее стороны, там, где потом был обустроен зал суда. Только с этой стороны оборудованы единственные в замке колодцы для ливневой канализации (caditoia) и бойницы, из которых можно было сбрасывать различные материалы для поражения ими врага. Кроме того историку удалось обзавестись и знаменитым планом, на котором видно, что около 1596 года исторический центр Мезанье разрастался как раз вокруг крепости, стоявшей на холме. Город был защищен городскими стенами, насчитывавшими 22 защитные башни.

Период барокко

Свой настоящий вид замок в Мезанье приобрел в XVII веке, во времена правления феодалов из семейства Де Анджелис (De Angelis). Около 1660 года средневековое здание было кардинально перестроено в стиле барокко местным архитектором-священником Франческо Каподьечи (Francesco Capodieci), которому покровительствовали Де Анджелис, и чьему таланту они доверили превратить мощное военное укрепление в гармоничное и соответствующее их статусу строение. Именно он спроектировал верхние этажи замка. В XVI – XVII вв. в безграничных подвалах замка были обустроены многочисленные кладовые и погреба для хранения оливкового масла и вина, производимых в обширных владениях феодалов Мезанье. Семейство Де Анджелис потратило огромные средства на то, чтобы преобразить старинный замок в современное жилище, и провести ряд работ, после которых он и приобрел тот барочный облик, который мы видим сейчас. Франческо Каподьечи сумел так талантливо и гармонично соединить древние элементы с новыми деталями, что «разница в возрасте» между ними совершенно не заметна. Барочный вкус архитектора Каподьечи просматривается во всех жилых помещениях, предназначавшихся для знати: в огромном зале (где свод когда-то был расписан Лукой Пачолла (Luca Paciolla) и в комнатах, строго геометрической формы, где еще остались следы замысла архитектора в виде ниш и дверных украшений.

ХХ век

В ХХ веке помещения замка использовались для самых разных нужд: например, в зале суда был обустроен кинозал – «Кинотеатр Италия». Затем его переделали в зал игровых автоматов, который и просуществовал вплоть до 80-х гг. прошлого века. Во внутренний дворик выходят окна различных организаций, ассоциаций и частных жилищ. В нескольких комнатах южного крыла в начале века обитали монашки Ордена святого Антония Падуанского, открывшие там же детский сад. В первые тридцать лет века они владели всеми помещениями внутри замка. Затем их передали фабрике по производству табака, видимо, приносившей больше пользы и прибыли жителям Мезанье. Зал, где сейчас выставлено мессапское захоронение, найденное во время раскопок, до начала Второй Мировой войны принадлежал католическому клубу «Лоренцо Перози». Что же касается верхнего этажа замка, в нем – точнее, в большом зале - в 30-е годы был обустроен театр. В 1973 году муниципалитет Мезанье выкупил замок у его последнего «сиятельного» владельца – маркиза Уго Гранафеи (Ugo Granafei).

 

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ ЗАМКА

В замке Мезанье есть несколько очень интересных, своеобразных помещений. К сожалению, что-то уже давно разрушено, но есть все же и места, которые продолжают очаровывать посетителей. Например, ледники – прототипы современных холодильников. Существуют и странные лестницы, в том числе – и потайные, и цистерны, которые многие ошибочно принимают за темницы. Самое впечатляющее помещение замка – большой зал с геральдическими щитами и специфическим «стропильным сводом», деревянные балки которого оставлены снаружи. Внутри этого зала расположена и маленькая частная капелла. В самом центре замка спроектирован внутренний двор, из которого есть выход в крытую галерею XVII века.

Ледник

Ледник был подземным помещением, полностью обшитым деревянными панелями, что обеспечивало поддержание довольно неплохой термической изоляции. Когда-то сюда складывался лед, на котором хранились съестные припасы. Снег набирали в горах Мурдже, затем его прессовали в мешках из пеньки, отправляли в Мезанье и хранили в ледниках. В замке было два ледника: первый – под полом одной из комнат, слева от главного входа, второй – на северо-западной стороне замка, там, где сейчас располагается выставочный зал.

Цистерны

Одним из основных источников дохода в Мезанье и округе было выращивание оливковых деревьев и производство масла. Этим и объясняется большое количество маслодавилен в этой области. Большая часть производимого масла хранилась в цистернах замка. Изначально их было четыре, каждая из которых вмещала примерно сто тысяч литров. Затем были добавлены еще две цистерны. Последняя сейчас уже не видна, потому что ее замуровали в 50-е годы ХХ века из-за проблем с башней, которая грозилась рухнуть. Каждая цистерна в нижней своей части выложена непроницаемым известняком, а в верхней – мелкозернистым пористым известняком или туфом. В соответствии с расположением устьев – отверстий, через которые масло заливали в цистерны – расположены и «ямочки отстаивания», которые служили для сбора формирующегося в масле осадка, опускавшегося на дно. Небольшие отверстия в стенках цистерны сделаны для циркуляции в ней воздуха. Это было необходимо при чистке цистерн, в которые иначе нельзя было проникнуть, не рискуя отравиться образующимися там ядовитыми газами. Цистерны соединялись друг с другом дверями, которые недавно были открыты для посетителей.

Лестницы

Внутри главной башни мы увидим три старинные лестницы. Две из них (выбитые в стенах одна против другой) выходят из центральной комнаты башни. Они спускались к темницам, но в наше время ими уже нельзя пользоваться. Третья – винтовая – лестница соединяла между собой все этажи башни. В южном крыле дворца еще остались следы существования еще одной лестницы, которая уже давно разрушена. Она была деревянной и соединяла кухню, находившуюся на нижнем этаже, с комнатой для слуг, располагавшейся этажом выше. Эту лестницу закрыли уже в середине XIX века.

Большой зал

Этот большой зал был «представительским»: здесь проводили пиры и собрания. Потолок зала очень живописен – он выполнен в особой технике, при которой видны деревянные балки крыши. Еще несколько десятилетий назад на потолке были видны квадратные декоративные панели, к сожалению, уже разрушившиеся. Стены зала украшены фресками, изображающими гербы благородных семейств. На южной стороне зала расположено маленькое помещение, которое, возможно, было частной капеллой.

Частная капелла

Комнатка на южной стороне Большого зала могла быть одной из частных капелл, существовавших на верхнем этаже замка. Одна из них – упоминающаяся в документе 1731 года – располагалась в северном крыле (так называемом Polledrello), точнее – рядом с Посольской комнатой, которая когда-то предназначалась гостям замка. Другая же, о которой упоминает документ 1830 года, должна быть именно той комнаткой, которую мы видим на южной стороне, стороне Святой Анны. В этой комнатке стены украшены великолепной лепниной, что свидетельствует о ее высоком предназначении и изысканном вкусе хозяина замка. По всей вероятности, эта комната была переделана в капеллу после землетрясения 1743 года – в знак благодарности Пресвятой Богородице Кармельской за чудесное спасение.

Крытая галерея

Эта галерея построена в восточном крыле замка, как раз над винным погребом. Построили ее по приказу князя Джаннантонио Альбриччи (Giannantonio Albricci), работы были закончены в 1661 году. Дата эта упоминается не только в нескольких документах той эпохи, но и на фрагменте мозаики, которой был украшен пол. В XVII веке галерея была покрыта широкой деревянной крышей, покоившейся на двойном ряду колонн. По центру были расставлены кадки с декоративными растениями. С галереи можно полюбоваться ренессансной аркадой и караульной будкой, которые были построены одновременно с галереей на руинах старинной крепости.

Темницы

Темницы замка Мезанье расположены в основании главной башни. Всего было шесть камер, на данный момент посетителям открыты лишь четыре из них. К ним можно было подобраться по двум очень крутым лестницам (в настоящее время полностью разрушенным) или же - по винтовой лестнице, тоже уже разрушившейся, но отчасти восстановленной, чтобы обеспечить доступ к камерам. Эти последние - крошечные и душные - производят жуткое впечатление, особенно, если представить, что узники в них были прикованы цепями к кольцам, вмурованным в стены, и к ним практически не поступали ни воздух, ни свет.

Внутренний двор

Полагают, что в древности внутренний двор замка был плацем, на котором воины собирались перед тем, как выступить в поход. Когда-то в центре двора был колодец и поилка для лошадей. Сохранилось и два устья, по которым в них стекала дождевая вода. Через двор можно было пройти в кладовые и конюшни. В него выходят ренессансная аркада и окна жилищ знати.

 

ИСТОРИИ И ЛЕГЕНДЫ, СВЯЗАННЫЕ С ЗАМКОМ

Богатое народное воображение создало много легенд и мифов, в которых замок предстает полем самых невероятных событий, о которых до сих пор можно услышать от пожилых жителей Мезанье. Существует много разных вариантов этих историй, и некоторые из них совершенно чудесны. Есть среди них рассказы о подземных ходах, отдельные эпизоды из разных войн и страшные воспоминания о пытках. Наряду с легендами заслуживают внимания и реально случившиеся события, которые, впрочем, немногочисленны. Например, документально засвидетельствованы странные случаи таинственного исчезновения оливкового масла из замка, а также – история об узнице-принцессе.

Подземный ход

Старшее поколение жителей Мезанье совершенно уверено в том, что в замке существует потайной подземный ход, который связывает Мезанье с местечком Сан-Вито. Кое-кто же утверждает, что ход ведет в Латиано или даже в Орию, и что он широк настолько, что по нему спокойно может проехать карета, и к тому же он освещен факелами. По всей вероятности, этот подземный ход (если таковой существовал) начинался под башней или же – под помещением склада. В замках действительно часто существовала разветвленная сеть тайных подземных ходов. Возможно, это-то и послужило рождению легенды. Тем не менее, этот тоннель никогда не был найден – даже при проведении реставрационных работ.

Колодец

Пожалуй, самая впечатляющая легенда о замке Мезанье касается призрачного колодца, утыканного острейшими мечами. Легенда говорит о том, что пленных – после жесточайших пыток в застенках замка – безжалостно бросали в этот колодец. Легенда эта носит чисто средневековый характер, а ее возникновение объясняется тем, что где-то внутри башни (самого старого строения замка) действительно есть старинный колодец, который мало кто видел, и происхождение которого никто не знает. Многие утверждают, что видели его собственными глазами, но никто не может точно сказать – где он находится.

Легенда о Галликано

В XVI веке французские войска после долгой осады взяли Мезанье. Жители, укрывшиеся в замке, храбро защищались, но предательство одного из них позволило французам проникнуть внутрь стен замка. Весь городок они сравняли с землей, и в конце концов, под их ударами пал и замок, оказавшийся добычей завоевателей. Рассказывают, что, когда захватчики праздновали свою победу, в голову их предводителя по имени Галликано полетел большой камень, который наповал убил его. Он был пущен с колокольни Кафедрального собора Мезанье, где укрылись некоторые жители, чтобы спастись при осаде городка.

Легенда о ворованном масле

В 1697 году князь Кармине де Анджелис (Carmine de Angelis) – сеньор Мезанье, которого не слишком-то уважали его собственные подданные из-за дел, о которых будет сказано чуть ниже, – второпях вызвал к себе несколько доверенных людей, чтобы расследовать причины исчезновения большого количества оливкового масла из цистерн замка. Сначала эксперты проверили стенки цистерн и не обнаружили на них никаких повреждений, тогда князь решил, что среди его слуг завелся хитрый вор. Князь установил постоянные дежурства, дабы оградить себя от неизвестного воришки, но масло продолжало исчезать. Местные прорицатели утверждали, что в замке завелся некий зловредный дух, который желает поиздеваться над нелюбимым всеми феодалом, а, может быть, - и того хуже: какая-нибудь не нашедшая упокоения душа, которая и являет свое присутствие подобным образом. В конце концов, даже окрестные жители – никак не заинтересованные в масле князя и не имевшие с него никакого дохода – стали побаиваться приближаться к замку, считая, что там завелась нечистая сила. И вот, по легенде, именно один из крестьян, угадал причину пропажи масла. Тайна объяснялась очень просто – дело было в том, что цистерны заполнялись маслом сверх максимального объема, который был помечен специальным выдающимся на поверхности камнем (он назывался «appisu»), и никто этого не заметил. Верх цистерны (выше этого камня) был сделан из мелкозернистого пористого известняка, который – благодаря своей структуре – позволял маслу просачиваться наружу и стекать на землю по стенкам. Низ же цистерн был сделан из простого цельного камня. Говорят, что князь – пораженный познаниями крестьянина – наказал своих «специалистов», а крестьянина стал приглашать ко двору каждый раз, как сталкивался с какой-то проблемой.

Княгиня Виттория Капано (Vittoria Capano)

Семейство де Анджелис – сеньоры Мезанье с середины XVII века и до 30-х годов XVIII века – всегда оказывалось замешанным в разные сложные (чтобы не сказать - сомнительные и грязные) экономические истории. Например, рассказывают, что князь де Анджелис занимался контрабандой соли, принесшей ему баснословный доход в 100.000 дукатов, которые он спрятал где-то в замке. Жандармы, узнавшие по доносу о незаконных делах семейства, ворвались в замок, арестовали князя и некоторых жителей Мезанье, которых подвергли допросам и пыткам, после чего они (по всей видимости, незаслуженно) обвинили княгиню Витторию Капано в содействии князю, разных преступлениях, связанных с контрабандой соли и – особенно – в укрывании клада. После этого княгиня снесла тяжкое оскорбление от Губернатора Земли Отранто, который приказал перевернуть вверх дном весь замок в поисках клада. Обыск длился семь дней и семь ночей, Губернатор и его приспешники сорвали свою злость и лично на княгине, избив и изнасиловав ее. Несмотря на всю ярость закона, обрушившуюся на князя и его семейство, согласно легенде, никому не удалось найти клад. Кажется, сам замок помогал своим владельцам, и особенно – князю Кармине. Расследование – за неимением «состава преступления» - в конце концов сошло на нет. Единственным отголоском этой истории, дошедшим до наших дней, является рассказ об исключительной жадности до денег княгини Капано, которая в реальности не имела никакого отношения ни к темным делам князя Кармине, ни к его дукатам. Но народ запоминает и передает из поколения в поколение то, что ему кажется более близким и логичным, так что в Мезанье по сей день ходит присказка об излишне сребролюбивом человеке: «Ты хуже, чем княгиня Виттория». Обозванный подобным образом считает себя оскорбленным до глубины души. В действительности же княгиня – если и совершила какой-то проступок – сделала это исключительно из любви к князю Кармине, а отнюдь не к деньгам.




© Светлана Блейзизен


При подготовке статьи использовались материалы из книги Antonella Lattanzi "Leggende e racconti popolari della Puglia", Newton Compton Editori, 2006.


Карта сайта


© 2004-2017
© Idea by Svetlana Bleyzizen
Все права защищены.
Любое воспроизведение данного материала в целом либо его части запрещается
без согласия администрации сайта "Italia Mia".

 
© Design by Galina Rossi