Castel Sant'Angelo

Галерея ангелов моста Святого Ангела

 

 

Замок Святого Ангела – располагающийся на территории так называемых Домициановских Огородов – родился, благодаря воле императора Адриана (76 – 138 гг.), который задумал его как мавзолей для себя и своих потомков. Его строительство было закончено через год после кончины Адриана – в 139 году, при правлении Антония Пия. Кто-то считает, что замок был построен архитектором Деметрианом, но существует и мнение, что Адриан сам спроектировал это строение. Скажем несколько слов об этом человеке, обратившись к книге Генри В. Мортона «Рим. Прогулки по Вечному городу»: «В последние месяцы жизни император, раздувшийся от водянки, отправился умирать в Байи, на берег Неаполитанской бухты. Испытывая сильные страдания, он приказывал докторам умертвить себя, подкупал рабов, чтобы они убили его. Он нашел точку под сердцем: резкий удар – и смерть наступила бы мгновенно. Но ни у кого не хватило смелости убить властителя мира. Странно, но в то же самое время, когда он лежал больной и униженный, распространился слух, что он может творить чудеса. Одна слепая девочка прозрела после того, как приложилась губами к его колену; слепой старик пришел к нему из Паннонии, император дотронулся до него, и тот исцелился. Какая ирония судьбы в том, что все это разыгрывалось вокруг смертного одра больного и немощного человека, который себе-то самому помочь не мог.
Лежа на вилле, выходящей на бухту, Адриан сочинил следующие пять строчек, которые всегда искушали переводчиков более, чем все, что написано на латыни. Это обращение Адриана к своей душе:

Animula, vagula, blandula,
Hospes comesque corporis,
Quae nunc abibis in loca,
Pallidula, rigida, nudula,
Nec ut soles dabis jocos?

(Душенька моя, летучая, чудная,
Гостья тела и спутница,
В какой теперь уходишь ты,
Унылый, мрачный, голый край,
Забыв веселость прежнюю?)


<...> 10 июля 138 года н.э. эта «маленькая бродяжка-душа» покинула тело великого Адриана и отлетела в вечную тьму. Сначала прах императора хранили на вилле Цицерона в Путеоли, потом перевезли в Рим, чтобы поместить в мавзолей на берегах Тибра, который император начал строить за три года до смерти.


Гробница напоминала, скорее, огромный свадебный торт – дальняя родственница и предшественница памятника Виктору Эммануилу. Это была двухъярусная постройка, облицованная белым мрамором, где выстроенные в круг колонны венчала роща кипарисов, границы которой охраняли более шестидесяти статуй. Тонкие, темные пирамидальные кипарисы до сих пор можно встретить на итальянских кладбищах, а этот висячий лес был снабжен гениальной дренажной системой, благодаря которой избытки воды стекали в землю и впадали в Тибр. Еще считается, что там была гигантская бронзовая еловая шишка, которая сейчас находится в Джардино делла Пинья (в Саду Еловой Шишки) в Ватикане, хотя некоторые думают, что вершину венчала золотая колесница с Адрианом, правящим четырьмя лошадьми.
Император сам спроектировал это строение, этакую своеобразную пирамиду. Как и в пирамидах, длинный наклонный пандус вел в гробницу, в склеп, что находился в самом сердце здания. Все, что можно увидеть сейчас, - огромная кирпичная сердцевина, так как ни кусочка мрамора давно не осталось.
В мавзолее хранился прах Адриана, Антония Пия, Марка Аврелия и Септимия Севера, императора, который, подобно Адриану, хорошо знал Британию.
Огромная усыпальница пришла на смену круглому мавзолею Августа на противоположном берегу Тибра, который ко времени Адриана был уже полон прахом цезарей.
Все эти урны оставались целы и невредимы несколько столетий, вплоть до набегов готов в V – VI веках. Надеясь найти здесь золото, варвары взломали бронзовые ворота имперских гробниц и ворвались внутрь, вынули урны из ниш и разбросали пепел».

Как уже отмечалось Мортоном, изначально мавзолей имел несколько иной вид: на прямоугольном фундаменте возвышалась цилиндрическая конструкция, увенчанная небольшим круглым храмом. Над всем же этим «летела» огромная бронзовая квадрига, управляемая огромной фигурой Адриана. Мавзолей соединялся с берегом мостом Элио (то есть – мостом Гелиоса), который также был задуман самим императором, пожелавшим оформить таким образом вход в гробницу.
В 403 году Гонорий включил мавзолей в область, обнесенную городскими стенами, которые в тот момент реставрировались и укреплялись, и он стал своеобразным защитным сооружением, выросшим на Тибре. Именно в этот период и встречается первое упоминание о нем, как о замке (castellum), и, возможно, именно он и спас зону Ватикана от разграбления визиготами Алариха в 410 и вандалами Генсериха – в 455 году; пытаясь защититься, римляне сбрасывали на варваров даже статуи, именно поэтому позднее во рву был найден так называемый Фавн Барберини. Мавзолей превратился в крепость с гарнизоном, а также – с жилыми помещениями и тюрьмой. Об этом мы находим упоминание уже в период, когда ее занял король Италии Теодорих (590 – 604 гг.), называющий ее «дом Теодориха» (domus Theodorici) и «тюрьма Теодориха» (carceres Theodorici).
Поворотным моментом в судьбе мавзолея стал 590 год, когда на Рим обрушилась кошмарная эпидемия чумы. Тогда только что взошедший на престол святого Петра Понтифик Григорий Великий (590 – 604 гг.) организовал торжественную покаянную процессию. Когда она достигла «громады Адриана» (как еще называют мавзолей), чтобы пойти дальше – к базилике Святого Петра – все увидели, как в небе появился Архангел Михаил, вкладывающий в ножны пылающий меч, как бы объявляя о завершении эпидемии. После этого мор действительно закончился. Это-то событие и послужило толчком для строительства на вершине замка капеллы, а также для переименования его в замок Sancti Angeli – Святого Ангела. Замок окончательно перестал быть гробницей, когда Папа Лев IV приказал возвести вокруг Ватикана городские стены, частью которых и стал бывший мавзолей. Его назначением стал контроль над мостом, который, в свою очередь, был назван мостом Святого Ангела.
В первой половине X века замок становится оплотом сенатора Теофилакта и его потомков: дочери Мароции и внука Альбериха, и снова играет роль тюрьмы, которая сохранится за ним вплоть до 1901 года. Во второй половине Х века замок переходит к семейству Крещенци, которые будут владеть им около 100 лет, укрепив его до такой степени, что строение на время сменит имя – его стали называть Castrum Crescentii, то есть – «Крепость Крещенци». Это имя закрепилось за ним надолго, несмотря даже на то, что позднее он перешел в руки семейств Пьерлеони, а затем – Орсини (в середине XIII века, когда Папа, происходивший из этого семейства, Николо III прикажет спроектировать так называемый «Passetto» - стену с потайным ходом, соединившую замок с Ватиканом). Эта стена называлась еще и Corridoio di Borgo («Корридор Старого Города») и была своего рода «мохнатой лапой», которую Папы постоянно держали на замке, достаточно вспомнить, что в 1367 году ключи от него послали в Авиньон Папе Урбану V, давая ему понять, что в Риме ждут его возвращения. К этому году относится и введение должности кастеляна – папского хранителя Замка Святого Ангела.


При Бонифации IX (1389 – 1404) замок был реставрирован (руководил работами архитектор Никколò Ламберти (Niccolò Lamberti) и стал неприступным оплотом папской власти, которые часто и жили здесь, но чаще все же использовали замок как место хранения ватиканских архивов и сокровищ. За четыре века замок претерпел множество изменений: Никколò V (1447 – 1455) пристроил к нему три угловых башни, увеличенные при Александре VI (в период с 1492 по 1495 гг.) стараниями Антонио да Сангалло Старшего, который добавил еще и четвертую башню, а также и большую цилиндрическую башню, перегораживающую мост. Папа Борджа добавил к замку жилое помещение, портик которого расписал фресками Пинтуриккьо. Юлий II (1503 – 1513) построил крытую двухколонную лоджию, а Климент VII (1523 – 1534) – «Stufa» (так назывались тогда бани. Это была небольшая комнатка, расписанная языческими орнаментами: нимфами, амурами, персонажами различных мифов, дельфинами и раковинами. В ней стояла ванна, воду в которую «наливала» нагая Венера из бронзы, которая, к сожалению, исчезла.). В стенах замка Папа Медичи, вместе с тремя тысячами воинов, слуг и родственников, выдержал семь месяцев осады ландскнехтов в 1527 году.
Папа Павел III (1534 – 1549) приказал выстроить огромную пятиарочную лоджию, выходящую на Крепостные Луга и Монте Марио, а также – новые апартаменты для самого понтифика и его свиты; Пий IV (1559 – 1565) возводит пятиугольную крепостную стену с угловыми бастионами, которая окружила старую стену. В конце концов, Папа Урбан VIII (1623 – 1644) решил разрушить все предыдущие защитные постройки и возвел мощную фронтальную стену, которая вобрала в себя два бастиона, но при ее постройке разрушили башню Борджа перед мостом и апартаменты Александра VI с фресками. В период с 1667 по 1669 гг., в годы правления Климента IX, на мосту Элио «поселяются» десять мраморных ангелов (это было желанием самого Понтифика), и мост переименовывается в мост Святого Ангела.

Первое, что привлекает внимание на мосту Святого Ангела, это украшающие его великолепные скульптуры. Первые две фигуры – это святой Петр (созданный Лоренцетто) и святой Павел (его автор – Паоло Романо), поставленные здесь по воле Папы Климента VII, который расширил мост и перестроил въезд на него. Затем Урбан VIII раскрыл последние арки, а Климент IX приказал Бернини переделать боковины моста и на каждый пьедестал установить фигуру прекраснейших мраморных Ангелов, которые должны были представлять различные таинства Страстей Христовых.


Перечислим ангелов и их создателей:

Ангел с колонной – Антонио Радджи (Antonio Raggi).
Ангел с нерукотворным Ликом – Козимо Фанчелли (Cosimo Fancelli).
Ангел, держащий гвозди – Джироламо Лученти (Girolamo Lucenti).
Ангел, держащий Крест – Эрколе Феррата (Ercole Ferrata).
Ангел с копьем был закончен Доменико Гуиди (Domenico Guidi), автор замысла неизвестен.
Ангел с плетью – Ладзаро Морелли (Lazzaro Morelli).
Ангел с костями – Паоло Нальдини (Paolo Naldini).
Ангел с терновым венцом – Паоло Нальдини (Paolo Naldini).
Ангел со свитком – кавалер Бернини (Bernini).
Ангел с губкой – Антонио Джорджетти (Antonio Giorgietti).


В XIX веке замок перестает использоваться в качестве защитного сооружения и выполняет лишь роль тюрьмы для политических заключенных; снова изменяется и его имя – теперь его называют Фортом Святого Ангела. Как это часто случалось с итальянскими «историческими» тюрьмами, очень быстро замок приходит в жутчайшее запустение. После 1870 года постройка недолго используется в качестве казармы, и наконец, становится музеем. Для подобного «преобразования» потребовалось провести серьезные реставрационные работы, которыми занимались Инженерные Войска Италии под руководством майора Мариано Боргатти (Mariano Borgatti). Замок основательно восстановили – слов нет – но при этом он полностью потерял все следы своей почти двухтысячелетней истории. За проведенную отличную (?) работу Боргатти получил чин генерала, а заодно назначен первым директором Национального Музея Замка Святого Ангела, который был торжественно открыт 13 февраля 1906 года. Но на этом мытарства мавзолея-замка-форта не закончились: в 1933 – 1934 гг. была предпринята новая попытка его реставрации, в ходе которой восстановили старинные рвы и бастионы, а также разбили сад между квадратной и пятиугольной крепостными стенами.

«Внутренности» замка заслуживают отдельного описания, для которого обратимся к уже цитировавшейся книге Мортона.
«Я был удивлен размерами замка Святого Ангела. Чтобы понять, какая это огромная цитадель, нужно затеряться в темных коридорах, пройти по петляющим лестницам и внезапно оказаться в прекрасных покоях, расписанных такими же великолепными «гротесками», как Ватиканская библиотека; нужно выйти вдруг во дворик, полный каменных пушечных ядер, пройти дорогами часовых, увидеть амбразуры, из которых стрелял Челлини. Первым, что привлекло мое внимание, была шахта лифта эпохи Возрождения. Лифт устроил здесь папа Лев Х примерно в 1513 году, чтобы избавить себя от утомительного подъема в папские апартаменты на верхнем этаже. Конечно, лифт приводили в движение вручную. Команды людей, манипулировавшие сложной системой лебедок, тормозов и шкивов, переправляли папу и его кардиналов наверх, дюйм за дюймом. Жаль, что подъемник не сохранился. Возможно, это был самый роскошный лифт из когда-либо существовавших.


Длинный наклонный пандус, часть первоначального мавзолея, петляет и петляет, и в конце концов вы оказываетесь в самом сердце здания, где стены, когда-то облицованные мрамором, состоят из огромных блоков травертина. Здесь и стояла урна с прахом Адриана. Теперь здесь нет ничего, но на ближайшую стену кто-то прикрепил трогательную дощечку со знаменитым «Animula, vagula, blandula». <…>
На верхнем этаже, где располагаются апартаменты столь же роскошные, как и все апартаменты в Ватикане, я увидел удивительную картину: ванная комната Климента VII, осажденного в замке во времена разграбления Рима в 1527 году. Кто бы мог подумать, читая отчеты о разрухе и голоде, что у папы была эта роскошная маленькая ванная комнатка, отапливаемая горячей водой, циркулирующей в полых стенах, с мраморной ванной. Каждый дюйм этой совершенной римской комнаты: пол, стены и потолок – веселая роспись по штукатурке – все напоминает знаменитую ванну кардинала Биббиены в Ватикане. Рафаэль расписал ее сценами, которые сочли столь непристойными, что комната была заколочена на долгие века.


Всякий, кому знаком замок Святого Ангела, думаю, согласится со мной, что это одно из самых пугающих зданий в мире. Не нужно быть психически больным или даже просто чувствительным, склонным к фантазиям человеком, чтобы понять – страдания еще живут в этих коридорах. Вы не удивились бы, если бы, поднимаясь по каменным ступеням в неверном свете, услыхали страшный вопль или, открыв дверь, увидели сцену убийства или пытки. Есть очень красивые комнаты, где можно сидеть и слушать музыку, а в нескольких ярдах от них – подземелье. По крайней мере, в одной из самых веселых комнат есть потайной люк, провалившись в который, попадаешь в темницу. По сравнению с замком Святого Ангела Лондонский Тауэр – просто счастливое место!


Я подумал об этих страшных женщинах Х века: о Теодоре Старшей и ее еще более ужасной дочери Мароции, которая возводила на престолы и смещала пап и, как утверждает Гиббон, возможно, причастна к странному средневековому мифу – о папе Иоанне XI. Я вспомнил о великом папе Григории VII, вынужденном искать убежища в замке Святого Ангела от ярости императора Генриха IV, которого он унизил в Каноссе.
Я видел тюрьму, где держали Беатрис Ченчи перед казнью. Хотя современные исследования пролили свет на эту трагедию, Шелли веришь больше, и люди предпочитают думать о ней как о невинной жертве неописуемо подлого отца, которого она убила, чтобы спасти свою честь.
Ее казнили сентябрьским утром, и эшафот был на мосту перед замком Святого Ангела. Склонив свою прекрасную голову перед топором палача, Беатрис умерла как романтическая героиня и живет в памяти Рима и всего мира как La bella Cenci.
Еще одно привидение этого замка – папа Александр VI Борджиа. Как-то раз, в Святом 1500 году он стоял на крепостном валу, глядя, как его обожаемая дочь Лукреция едет через мост Святого Ангела в Латеран, чтобы посетить великие базилики. Она сидела на низкорослой испанской лошади, покрытой богатой попоной; по правую руку ехал ее муж, дон Альфонсо, по левую – одна из придворных дам. За ними следовал капитан папской гвардии Родриго Борджиа и эскорт из двухсот дворян и их дам.
Пока она переезжала мост, папа, который при всей своей жестокости был одним из самых чадолюбивых людей в истории, провожал ее глазами, полными обожания. Страстью его жизни было золото, и он стоял и с умилением смотрел на свою золотоволосую дочь, пока она не скрылась из виду. <…>
Вид с крыши замка – один из самых величественных в Риме. Западнее – собор Святого Петра и длинная узкая стена с тайным ходом, идущая от бастиона замка к Ватикану; а восточнее – весь Рим, с Тибром, огибающим Марсово поле. Незабываемое зрелище».

Следующая


Карта сайта


© 2004-2017
© Idea by Svetlana Bleyzizen
Все права защищены.
Любое воспроизведение данного материала в целом либо его части запрещается
без согласия администрации сайта "Italia Mia".

 
© Design by Galina Rossi