Кого же на самом деле любил Леопарди

Флоренция, 11 декабря 1832.

"Мой Раньери. Я едва верил своим глазам, читая твое письмо от 6-го. Сколько же подлости в душе человеческой - даже не верится, если бы не этот случай. Чувствую, что совершенно бесполезно мне пытаться выразить тебе мое сочувствие, потому что любое, даже самое живое, слово было бы бесконечно далеко от истины. Я хотел бы утешить тебя, будучи рядом, хотел бы, чтобы это событие не воспрепятствовало воссоединению, столь нами продуманному и желанному, наших судеб. Мой Раньери, ты ведь никогда не покинешь меня, не охладеешь в своей любви ко мне. Я не хочу, чтобы ты жертвовал собой из-за меня, напротив - я страстно желаю, чтобы ты прежде всего думал о своем благополучии; но какое бы решение ты ни принял, ты организуешь все так, чтобы мы жили друг для друга, или во всяком случае - я для тебя, единственной и последней моей надежды. Прощай, душа моя. Я прижимаю тебя к сердцу, которое в любой возможной и невозможной ситуации всегда будет твоим."

Подписано - Джакомо Леопарди. Раздул же скандал и смешал все карты ученых адресат этого любовного письма, которым оказались вовсе не Сильвия, любовь к которой приписывали Леопарди, и совсем уж не деревенская девушка, которой Леопарди посвятил стихотворение, а Антонио Раньери Тинти - усатый литератор. То есть приходится признать, что великий поэт был гомосексуалом. Подозрение это существовало уже давно, но тем не менее открытие оказалось неожиданным. И, можно сказать, чудесным. Дело в том, что письмо это нашла финансовая полиция города Лечче за одной из картин церкви della Madonna del latte в местечке Саличе Салентино. То, что выпало из оправы картины в маленькой деревенской церкви, было не простым листком, но письмом Леопарди, исчезнувшим из коллекции из 39-ти писем, написанных Леопарди другу Антонио Раньери с ноября 1832 по апрель 1833 года.

Эти строчки, выцветшие, но полные романтики и страсти, вызвали подозрения полицейских, которые решили послать этот листок на суд экспертов в Национальный центр исследований Леопарди в Реканати. Та же самая бумага, тот же почерк, та же подпись: сомнений ни у кого не было - письмо было написано Леопарди.

Не оставляло сомнений и содержание: Поэт, который, как говорили, был одержим мыслями о женщинах, на самом деле питал слабость к своему неаполитанскому другу. И в этом письме он пытался утешить Раньери, убитого ядовитыми слухами, которые начали распространяться во Флоренции по поводу их отношений. Поэт возмущен и намерен не обращать внимания на злые языки. Тем не менее ему не удается не замечать очевидного и он озабочен тем, что "глас народа" испугает его партнера и обратит его в бегство. Сейчас гомосексуальность уже никого не шокирует, во времена же Леопарди она считалась непростительным пороком.

Взглянем на жизнь Леопарди... Начало девятнадцатого века, отец Джакомо - человек жесткий и реакционно настроенный, его наставник - известный священник, весь день будущего поэта посвящен исключительно штудиям. Никаких развлечений и никаких надежд на успех у женщин - Джакомо застенчив, закомплексован и некрасив. Его спасением становится Раньери. Они знакомятся во Флоренции, примерно в 1830 году, в доме общего друга Алессандро Поэрио, становятся близкими друзьями и полтора года живут вместе во флорентийском доме поэта.

Раньери отдает все силы, чтобы опубликовать "Canti" Поэта из Реканати, Леопарди пишет "La ginestra" и "Il tramonto della luna", думая об Антонио. Идиллия держится в секрете, что не мешает ей быть полнейшей, но вскоре прерывается глубоким кризисом: Раньери бежит в Неаполь, очарованный актрисой Маддаленой Пельцет. Впрочем, измена длится всего несколько месяцев и Антонио возвращается во Флоренцию, чтобы предложить Джакомо Леопарди последовать за ним к подножию Везувия, подальше от флорентийских злых языков. И это именно то, чего поэт желает всей душой, что и следует из письма.

Это письмо - настоящее признание в любви, которое не осталось неуслышанным. Джакомо Леопарди и Антонио Раньери четыре года прожили в Неаполе в весьма скромных условиях. Поэт все больше вовлекался в эту сентиментальную историю, в то время как для Раньери она, кажется, была довольно тягостной, но тем не менее он не решился отдалиться от Леопарди. Впрочем, вскоре Неаполь накрыла эпидемия холеры, оказавшаяся для поэта, который никогда не отличался крепким здоровьем, фатальной. Он заболевает и умирает в 1837 году, всего лишь тридцати девяти лет от роду, на руках у своего возлюбленного. Последний жест Антонио Раньери говорит о его огромной привязанности к маэстро: ему удается спасти тело Джакомо Леопарди от погребения в общей могиле, где хоронили в то время всех, умерших от холеры.

Потомки Раньери передали в дар семье Карафа д'Андриа тридцать девять писем Леопарди, которые были украдены в августе 1975 года. После длительных розысков удалось вернуть тридцать восемь, которые в 1981 году были выставлены на аукцион и приобретены государством за 58.240.000 лир. Затем письма были переданы в неаполитанскую Национальную Библиотеку, в которой уже хранились и другие рукописи Леопарди. Все, кроме одной - того самого тридцать девятого письма, которое эксперты назвали "недостающим звеном". После двадцати семи лет поисков оно чудесным образом выпало из рамы священной картины.

Мауро Джанкаспро - директор Национальной библиотеки Неаполя - был счастлив этой находке, но по поводу ее содержания отозвался более чем осторожно: "Признать гомосексуальность Леопарди после прочтения этих строк было бы натяжкой. Джакомо страдал от одиночества и искал хоть какой-то привязанности. Он пишет Раньери страстно, с отчаянием. Но из этого вовсе не следует, что поэт был гомосексуалом".

Тем не менее, слова великого поэта из Реканати совершенно ясны и не оставляют никаких двойных толкований. Когда он писал Раньери в конце письма: "Я прижимаю тебя к сердцу, которое в любой возможной и невозможной ситуации всегда будет твоим", он хотел, чтобы это было именно так, навсегда. До самого конца.


© Светлана Блейзизен


Карта сайта


© 2004-2017
© Idea by Svetlana Bleyzizen
Все права защищены.
Любое воспроизведение данного материала в целом либо его части запрещается
без согласия администрации сайта "Italia Mia".

 
© Design by Galina Rossi